Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ (не вступил в силу)

В Кодексе урегулирован порядок осуществления ВС РФ и судами общей юрисдикции административного судопроизводства (по делам об оспаривании нормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных и муниципальных органов и должностных лиц и пр.).

В отличие от гражданского судопроизводства в Кодексе сделан акцент на активную роль суда при разрешении административных дел. Это обусловлено неравным положением сторон в таких делах. В частности, при необходимости суд может сам истребовать доказательства; проверяя законность нормативно-правовых актов, решений, действий (бездействия) - выйти за пределы оснований и доводов заявленных требований.

Предусмотрены гарантии объективности процесса и обеспечения равных процессуальных возможностей гражданина и государства. Так, определяются категории дел, которые рассматриваются судом первой инстанции коллегиально. При оспаривании нормативно-правовых актов в суде субъекта Федерации предусмотрено обязательное участие представителя гражданина, если сам истец не имеет юридического образования. Обязателен представитель гражданина и при рассмотрении дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар.

В Кодексе четко определена подведомственность дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Они рассматриваются Конституционным Судом РФ, судами общей юрисдикции, Дисциплинарным судебным присутствием, конституционными (уставными) судами субъектов Федерации, а также арбитражными судами (в случаях, установленных федеральными законами). Участие мировых судей в рассмотрении указанных дел не предусмотрено.

Ряд нововведений направлен на ускорение судебного процесса. Это, в частности, возможность использовать электронные процессуальные документы, применять видео-конференц-связь. По некоторым административным делам вводится упрощенное (письменное) производство.

В большинстве случаев сокращаются сроки обращения в суд, рассмотрения и разрешения административных дел. Освобождены от судебных издержек некоторые категории граждан и общественных объединений.

Порядок введения в действие Кодекса определяется отдельным федеральным законом.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации вводится в действие с 15 сентября 2015 г. Исключение составляют отдельные положения, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.

Так, положения Кодекса о направлении в суд электронных документов по административному делу через Интернет вводятся с 15 сентября 2016 г. Требования к техническим и программным средствам, используемым при изготовлении электронных процессуальных документов, а также к информационно-телекоммуникационным сетям для их передачи определят соответственно ВС РФ и Судебный департамент при ВС РФ.

Дела, находящиеся в производстве ВС РФ и судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15 сентября 2015 г., разрешаются уже по новым правилам.

В порядке административного судопроизводства будут рассматриваться и дела по требованиям о взыскании с граждан обязательных платежей и санкций.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

Федеральный закон от 3 февраля 2015 г. N 4-ФЗ "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

Поправки касаются срока выполнения требования о переименовании должности главы региона.

Название должности высшего должностного лица региона (руководителя его высшего исполнительного органа власти) не должно содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства - Президента РФ.

При этом регионы обязаны были привести свои конституции (уставы) в соответствие с новым правилом до 1 января 2015 г.

Поправками для некоторых субъектов Федерации срок выполнения этого требования продлевается на год (до 1 января 2016 г.). Речь идет о регионах, имеющих утвержденный федеральным законом договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами госвласти России и органами госвласти субъекта Федерации.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 28 февраля 2015 г. N 19-ФЗ "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"

Бесплатная приватизация жилья продлена до 1 марта 2016 г.

Дело в том, что значительная часть граждан, ожидающих расселения из аварийного и ветхого жилья, могла бы лишиться после 1 марта 2015 г. возможности воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию. Кроме того, лица, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, получив свое жилье после этой даты, также не смогли бы его приватизировать. В связи с этим они были поставлены в неравное положение с гражданами, получившими и приватизировавшими жилье до 1 марта 2015 г.

Напомним, что приватизация началась в 1991 г. Срок ее окончания был назначен на 1 января 2007 г. Затем он неоднократно продлевался: сначала до 1 марта 2010 г., затем - на 3 и еще на 2 года (т. е. до 1 марта 2015 г.).

Следует отметить, что срок деприватизации жилья (возможность передать приватизированное жилое помещение в государственную или муниципальную собственность и проживать в нем на условиях соцнайма) был отменен в конце 2012 г.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 38-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

Скорректирован Закон о защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

Вводятся 3 новых термина.

Первый - критически важный объект. Это объект, нарушение (или прекращение) функционирования которого приведет к потере управления экономикой страны, региона или административно-территориальной единицы региона, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения.

Второй - потенциально опасный объект. Это объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более 5 тыс. человек.

Третий - территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов. Это участок земельного, водного или воздушного пространства либо критически важный или потенциально опасный объект производственного и социального значения, отнесенные к указанной территории путем прогнозирования угрозы возникновения ЧС и оценки социально-экономических последствий ЧС. В виду имеются негативные явления и процессы, определенные в ходе прогнозирования угрозы возникновения ЧС, локализация и ликвидация которой требуют заблаговременной подготовки сил и средств единой госсистемы предупреждения и ликвидации ЧС.

К задачам данной системы поправками отнесены прогнозирование угроз возникновения ЧС, оценку социально-экономических последствий ЧС. Ранее это были прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС.

Закреплено, что Правительство РФ установит критерии отнесения объектов к критически важным и потенциально опасным, порядок формирования и утверждения перечней таких объектов, порядок разработки и формы паспорта их безопасности, а также обязательные требования к критически важным и потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от ЧС.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 57-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Согласно поправкам Минюсту России предстоит определить порядок производства судебным приставом-исполнителем розыска гражданина-ответчика и (или) ребенка по гражданскому делу. На главного судебного пристава России возложен контроль за деятельностью должностных лиц ФССП России, осуществляющих на основании судебного акта такой розыск.

Расширены полномочия старшего судебного пристава. Так, если он прошел спецподготовку, военно-врачебную экспертизу, периодическую проверку (не реже 1 раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия, он может исполнять обязанности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Кроме того, данное должностное лицо осуществляет производство по делам об административных правонарушениях.

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления об административном выдворении за пределы России иностранца (апатрида) невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить его исполнение на срок до 1 месяца.

Должника обязали предоставлять судебному приставу-исполнителю документы, подтверждающие наличие принадлежащих ему имущества, доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам.

Судебный пристав-исполнитель одновременно с вынесением постановления о розыске должника, его имущества или розыске ребенка устанавливает временное ограничение на выезд должника из России.

Прописывается порядок приостановления сводного исполнительного производства.

Если должнику установлен срок для самостоятельного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, или предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения, то необходимо обратить внимание на следующее. Течение срока предъявления такого исполнительного документа к исполнению начинается после дня окончания срока, установленного для самостоятельного исполнения требований, предоставления отсрочки или рассрочки. Это не касается исполнительного документа о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в статьи 8 и 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"

Скорректирован Закон о дополнительных мерах господдержки семей, имеющих детей.

Материнский (семейный) капитал может направляться на погашение основного долга и уплату процентов по займам на приобретение (строительство) жилья.

Из числа юрлиц, у которых может быть получен такой заем, поправками исключены микрофинансовые организации. Это не касается правоотношений, возникших до вступления поправок в силу.

Для кредитных потребкооперативов при этом установлено условие в виде осуществления деятельности не менее 3 лет со дня госрегистрации.

На день вступления поправок в силу данному требованию должны соответствовать все кооперативы, кроме тех, с которыми заключены договоры займа на приобретение (строительство) жилья.

Предусмотрено, что при рассмотрении заявления о распоряжении маткапиталом территориальный орган ПФР вправе проверять факт выдачи представленных документов путем направления запросов в соответствующие органы. Они рассматриваются в 14-дневный срок.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 44-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации"

Скорректирован Закон о Судебном департаменте при ВС РФ.

Установлено сокращенное наименование департамента - Судебный департамент. Это позволит унифицировать названия управлений департамента в регионах.

Закреплена процедура финансирования Судебным департаментом подведомственных ему учреждений путем предоставления субсидий из федерального бюджета. Речь идет, в частности, о ФГБУ "ИАЦ поддержки ГАС "Правосудие".

Уточнены полномочия департамента и его управления в отношении указанного ФГБУ. Департамент (управление) обязан организовывать и проводить мероприятия по поддержке санкционирования и развитию ГАС "Правосудие", а также обеспечивать доступ к информации о работе судов. Кроме того, он должен формировать госзадание для ФГБУ "ИАЦ поддержки ГАС "Правосудие".

Теперь коллегия Судебного департамента утверждает только его структуру. Ранее - еще и перечень подразделений департамента. В связи с этим скорректированы полномочия гендиректора департамента. Он утверждает положения о подразделениях и органах департамента без принятия их коллегией.

Уточнены полномочия Судебного департамента и его управления в сфере обеспечения судей медобслуживанием и благоустроенным жильем за счет федерального бюджета. Во-первых, понятие "медицинское обслуживание" заменено на "предоставление медицинской помощи". Во-вторых, медпомощь и жилье гарантированы также и мировым судьям. Поправки связаны с изменениями в законодательстве о статусе судей, судах общей юрисдикции и мировых судьях.

Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования.