Пленум Верховного Суда РФ принял постановление от 8 ноября 2022 г. N 31 по вопросам, связанным с применением законодательства об ОСАГО, прежнее постановление от 26 декабря 2017 года признано утратившим силу. Актуализация обусловлена произошедшими изменениями в законодательстве и новыми наработками судебной практики.

Ряд уточнений касается упрощенного порядка оформления ДТП (без участия сотрудников полиции).

Так, ВС РФ разъяснил, что получение потерпевшим страхового возмещения на основании европротокола не лишает его права требовать компенсации оставшейся части убытков непосредственно с причинителя вреда. Отмечается, что до получения страхового возмещения по ДТП, первоначально оформленному в порядке европротокола, потерпевший вправе обратиться к страховщику с заявлением о выплате на общих основаниях - приложив к нему соответствующие административные материалы, составленные впоследствии сотрудниками полиции.

В постановлении также учтены изменения в Правила ОСАГО. Пленум ВС разъяснил, что выплата страхового возмещения на условиях полной гибели транспортного средства сама по себе не влечет досрочного прекращения договора ОСАГО. Соответствующее основание прекращения договора применяется лишь при условии, что страховщиком получены документы Госавтоинспекции о снятии транспортного средства с учета после его утилизации.

Также указано, что в случае отчуждения страхователем транспортного средства ответственность нового владельца не может быть признана застрахованной по договору ОСАГО, ранее заключенному прежним собственником.

При досрочном расторжении страхователем договора ОСАГО в связи со сменой собственника транспортного средства часть страховой премии за неистекший срок действия договора, подлежащей возврату страхователю, рассчитывается за период с даты получения страховщиком уведомления о расторжении договора (в предыдущем постановлении период рассчитывался на дату перехода права собственности на автомобиль).

Пленум ВС РФ также разъяснил, что в случае представления страхователем при заключении договора ОСАГО заведомо ложных сведений, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска, страховщик вправе не только досрочно расторгнуть договор на будущее время, но и требовать признания его недействительным на основании п. 3 ст. 944 ГК РФ. В последнем случае произведенные страховщиком страховые выплаты не подлежат возврату и должны быть возмещены страхователем наряду с другими причиненными страховщику убытками.

Также одно из важных положений связано с порядком исчисления срока исковой давности по договору ОСАГО в тех случаях, когда потерпевший обращается за страховым возмещением не вскоре после ДТП, а спустя продолжительно время. Как указал ВС, исковая давность при таких обстоятельствах начинает течь с даты окончания срока подачи заявления о страховой выплате (то есть не позднее пяти рабочих дней после ДТП) и установленного законом срока рассмотрения такого заявления страховщиком (п. 3 ст. 11 и п. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО).