Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 июля 2017 г. N 18-КГ17-81. Суд отменил вынесенные ранее судебные решения и направил дело о признании сделок недействительными на новое рассмотрение, поскольку отсутствие у истца статуса индивидуального предпринимателя само по себе не означает, что заключённые им сделки направлены на удовлетворение личных бытовых нужд

Относительно применения норм Закона о защите прав потребителей к отношениям, возникающим из сделок с ценными бумагами, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации указала следующее.

Деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, имеет рисковый характер. Поэтому такая деятельность не может быть признана направленной на удовлетворение личных (бытовых) нужд. Соответственно, к отношениям, возникающим из подобных сделок, не применяется Закон о защите прав потребителей. Причем данный закон в этом случае не применяется независимо от того, что сторона такого договора – физическое лицо не является индивидуальным предпринимателем. Отсутствие у гражданина статуса предпринимателя само по себе не означает, что все заключенные им сделки направлены на удовлетворение личных бытовых нужд.