На судебном участке №10 Промышленного района г.Оренбурга изучены дела об административных правонарушениях, рассмотренных в первое полугодии 2018 года, предусмотренных статьями 12.8 и 12.26 КоАП РФ.

Статьей 3.2 КоАП РФ предусмотрено, что за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться наказание в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, и административный арест (пункты 5 и 6 части 1).

Административные наказания в виде лишение специального права, предоставленного физическому лицу, и административный арест назначаются только судом.

Согласно статье 3.3 КоАП РФ такое административное наказание как административный арест может устанавливается и применяться только в качестве основного административного наказания, а административное наказание в виде лишение специального права в виде права управления транспортным средством в связи с внесенными Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 196-ФЗ - в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. При этом лишение специального права в виде права управления транспортным средством применяется в качестве дополнительного административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 2 и 4 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26 и частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ.

Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет. Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев совершения административных правонарушений, предусмотренных статьей 12.8, частью 3 статьи 12.10, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьями 12.24, 12.26, частями 2 и 3 статьи 12.27 КоАП РФ (статья 3.8 в редакции Федерального закона 23 июля 2013 года N 196-ФЗ).

Назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, исходя из положений статьи 3.8 КоАП РФ возможно только лицам, имеющим такое право либо лишенным его в установленном законом порядке. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, перечисленных в главе 12 КоАП РФ, когда субъектом правонарушения является лицо, которое не получало право управления транспортными средствами либо его утратило на основании статьи 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (за исключением случаев лишения права управления в предусмотренном законом порядке), необходимо учитывать, что санкция в виде лишения права управления транспортными средствами к данному лицу не может быть применена.

Учитывая, что Правила дорожного движения Российской Федерации распространяются на все транспортные средства, лишение лица за совершение им административного правонарушения права управления транспортным средством определенного вида означает, что это лицо одновременно лишается права управления и другими транспортными средствами, указанными в пункте 1 примечания к статье 12.1 КоАП РФ.

Лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, могут быть лишены права управления только теми транспортными средствами, право управления которыми им предоставлено (лица, достигшие 16-летнего возраста, вправе управлять транспортными средствами категории "А" и самоходными машинами категории "А", а лица, достигшие возраста 17 лет, - самоходными машинами категории "В", "С", "Е" и "F"). (пункт 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года N 18).

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов. Срок административного задержания включается в срок административного ареста. (статья 3.9 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 22 декабря 2014 года N 439-ФЗ).

Лишение специального права в виде лишения права управления транспортными средствами в качестве основного наказания предусмотрено в 24 статьях главы 12 Особенной части КоАП РФ:

- 12.1 (часть 1.1 введена Федеральный законом 23 июля 2013 года N 196-ФЗ) - повторное управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке;

- 12.2 (часть 2) - управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков;

- 12.2 (часть 4) - управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками;

- 12.5 (часть 3) - управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения;

- 12.5 (часть 4) - управление транспортным средством, на котором без соответствующего разрешения установлены устройства для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации);

- 12.5 (часть 5) - использование при движении транспортного средства устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации), установленных без соответствующего разрешения;

- 12.5 (часть 6) - управление транспортным средством, на наружные поверхности которого незаконно нанесены специальные цветографические схемы автомобилей оперативных служб;

- 12.9 (часть 4) - превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60, но не более 80 км в час;

- 12.9 (часть 5 введена Федеральным законом N 196-ФЗ) - превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 80 км в час;

- 12.9 (часть 7) - повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 4 и 5 статьи 12.9;

- 12.10 (часть 1) - пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановка или стоянка на железнодорожном переезде;

- 12.10 (часть 3) - повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.10;

- 12.12 (часть 3) - повторный проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика;

- 12.15 (часть 4) - выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления;

- 12.15 (часть 5) - повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15;

- 12.16 (часть 3) - движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением;

- 12.16 (часть 3.1) - повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.16;

- 12.17 (часть 2) - непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;

- 12.21.1 (часть 1) - перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска в случае, если получение такого пропуска обязательно, а равно с отклонением от указанного в специальном разрешении маршрута движения;

- 12.21.1 (часть 2) - перевозка крупногабаритных грузов с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, более чем на 10 см;

- 12.21.2 (часть 1) - перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения, согласованного маршрута перевозки или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами;

- 12.24 (часть 1) - нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего;

- 12.24 (часть 2) - нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего;

- 12.27 (часть 2) - оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Лишение специального права в виде лишения права управления транспортными средствами в качестве дополнительного наказания помимо основного наказания в виде административного штрафа предусмотрено в 5 статьях главы 12 Особенной части КоАП РФ:

- 12.8 (часть 1) - управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения;

- 12.8 (часть 2) - передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения;

- 12.8 (часть 4) - повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или 2 статьи 12.8;

- 12.26 (часть 1) - невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

- 12.27 (часть 3) - невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования.

Такое наказание как административный арест предусмотрено в качестве меры наказания в 3 статьях главы 12 Особенной части КоАП РФ:

- 12.7 (часть 2) - управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами;

- 12.8 (часть 3) - управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами,

- 12.26 (часть 2) - невыполнение водителем транспортного средства, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Всего за первое полугодие мировым судьей судебного участка №10 Промышленного района г.Оренбурга рассмотрено 298 дел об административных правонарушениях, из них 273 лица подвергнуто наказаниям, передано по подсудности в другие суды  4 дела, производство прекращено по 21 делу.

При проведении обобщения изучено 33 дела об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Особенной части КоАП РФ, из них:

- 20 дел об административных правонарушениях, предусмотренных части 1 статьи  12.26 КоАП РФ;

- 7 дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи  12.26 КоАП РФ;

- 6 дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях мировым судьей признаны виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренных частью 1 статьи  12.26 КоАП РФ 19 лиц с назначением наказания в виде штрафа в доход государства и дополнительным наказанием в виде  лишения права управления транспортными средствами.

В результате рассмотрения дел об административных правонарушениях мировым судьей признаны виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренных частью 2 статьи  12.26 КоАП РФ 7 лиц с назначением наказания в виде ареста.

В результате обобщения установлено, что в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности (п. 6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ), в связи с отсутствием состава административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ), производства по делам не прекращались.

Случаи прекращения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 12.8 и 12.26 КоАП РФ, в связи с малозначительностью правонарушений, отсутствуют.

При изучении дел установлено, что мировым судьей в первом полугодии 2018 года прекращено производство по делу об административном правонарушении №5-10-112/2018 в отношении С. по части 1 статьи 12.26 КоАП РФ, в связи с наличием постановления вышестоящего суда.

Вышеуказанное дело рассмотрено мировым судьей судебного участка №10 Промышленного района г.Оренбурга в 2017 году, производство по нему прекращено по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, за отсутствием в действиях С. состава административного правонарушения. Мировой судья пришел к данному выводу, указав, что должностные лица достоверно не установили факт управления водителем С. Транспортным средством, и следовательно, их требование о прохождении С. Медицинского освидетельствования нельзя признать законным. Протоколы об административном правонарушении, об отстранении от управления транспортным средством, о направлении  на медицинское освидетельствование, о задержании транспортного средства, рапорта, схема места совершения административного правонарушения, объяснения понятых не устанавливают факт управления С. Транспортным средством, и не могут приняты в качестве достоверных доказательств виновности С.

Решением Промышленного районного суда г.Оренбург удовлетворена жалоба инспектора ДПС, постановление мирового судьи в отношении С. по делу №5-10-327/2017 отменено, дело направлено на новое рассмотрение мировому судье судебного участка №10 Промышленного района г.Оренбурга.

Однако, постановлением заместителя Председателя Оренбургского областного суда удовлетворена жалоба защитника С., и решение судьи Промышленного районного суда г.Оренбурга от 16.02.2018, вынесенное в отношении С. По делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.26 КоАП РФ, отменено. Производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5, указанному в постановлении мирового судьи судебного участка №10 Промышленного района г.Оренбурга.

Так, объективная сторона составов административного правонарушения, предусмотренных статьей 12.8 КоАП РФ, состоит в управлении транспортным средством в состоянии опьянения.

Под управлением следует понимать совокупность действий по выполнению функций водителя, по приведению транспортного средства в движение. При буксировке транспортного средства на гибкой сцепке либо на жесткой сцепке, конструкция которой не обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего - водитель, находящийся за рулем буксируемого транспортного средства, признается управляющим транспортным средством. Не признается управлением транспортным средством нахождение в стоящей автомашине, в том числе и при включенном двигателе, например при его прогревании.

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Статьями 27.12 и 27.12.1 КоАП РФ устанавливает основания, порядок и условия проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, таким образом, указанные нормы распространяются только на отношения, возникающие в связи с привлечением к административной ответственности и неприменимы к иным видам ответственности.

Исходя из положений статьей 27.12 и 27.12.1 КоАП РФ, требование о прохождении медицинского освидетельствования может быть предъявлено только в связи с управлением транспортным средством. В том случае, если лицом не осуществляются функции по управлению транспортным средством, а, например, данное лицо находится в стоящей автомашине, либо в транспортном средстве, управляемом иным лицом, правовые основания для предъявления к нему требований о прохождении медицинского освидетельствования отсутствуют.

Направление лица, управляющего транспортным средством, на медицинское освидетельствование на состояние опьянения допускается при наличии достаточных оснований полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения. При оценке наличия таких оснований необходимо руководствоваться утвержденным Приказом Министерства здравоохранения РФ от 14 июля 2003 года N 308 перечнем критериев, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование. К таковым критериям относятся запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; выраженное дрожание пальцев рук; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке. Для направления на медицинское освидетельствование достаточно одного из перечисленных критериев, который должен быть указан в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование. Факт дорожно-транспортного происшествия сам по себе, при отсутствии объективных критериев, дающих основание полагать, что водитель находится в состоянии опьянения, не может служить достаточным основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование. Правила дорожного движения, нормативные акты об административной ответственности не содержат требований об обязательном безусловном проведении в каждом случае дорожно-транспортного происшествия медицинского освидетельствования его участников на состояние опьянения.

Кроме того, необходимо руководствоваться требованиями Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 декабря 2015 г. N 933н.

Несоблюдение водителем, причастным к дорожно-транспортному происшествию, требований пункта 2.7 Правил дорожного движения, запрещающего водителю употреблять алкогольные напитки, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования, влечет административную ответственность по части 1 статьи 12.27 КоАП РФ.

О направлении на медицинское освидетельствование уполномоченное должностное лицо составляет протокол.

Отказ водителя от исполнения законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения влечет административную ответственность по части 1 статьи 12.26 КоАП РФ.

Результаты медицинского освидетельствования отражаются в акте медицинского освидетельствования, который составляется в двух экземплярах, первый экземпляр выдается на руки представителю органа, которому предоставлено право государственного контроля и надзора за безопасностью дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, либо направляется в адрес этого органа по почте. В материалах дела об административном правонарушении должен находиться подлинный экземпляр акта. Требования к оформлению, содержанию акта медицинского освидетельствования установлены законодательством.

Решение вопроса о том, находится ли в состоянии опьянения лицо, подвергавшееся освидетельствованию, осуществляется на основе оценки всей совокупности признаков, установленных в процессе освидетельствования, данных комплексного медицинского освидетельствования, выявленных клинических признаков с учетом результатов лабораторных исследований.

По результатам медицинского освидетельствования может быть сделан один из двух выводов: состояние опьянения установлено, состояние опьянения не установлено.

Объективная сторона состава административных правонарушений, предусмотренных статьей 12.26 КоАП РФ, заключается в невыполнении законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. При рассмотрении дел об административных правонарушениях указанной категории необходимо исследовать вопрос о законности предъявленного требования о прохождении медицинского освидетельствования, для чего подлежат проверке полномочия соответствующего сотрудника органов внутренних дел, наличие предусмотренных законодательством оснований и условий для предъявления требований. С учетом положений статей 27.12 и 27.12.1 КоАП РФ в протоколе должны быть указаны имеющиеся признаки опьянения - конкретные критерии, в связи с наличием которых сотрудник милиции полагает, что водитель находится в состоянии опьянения, зафиксировано предъявленное требование и совершенные действия (бездействия), характеризующие факт уклонения от медицинского освидетельствования.

Ответственность по статье 12.26 КоАП РФ наступает только при невыполнении требования о прохождении медицинского освидетельствования, предъявленного к водителю транспортного средства, в связи с обеспечением безопасности дорожного движения, не распространяется на иные, предусмотренные законодательством случаи предъявления требований о прохождении медицинского освидетельствования.

Освидетельствование водителя с применением индикаторной трубки не является медицинским освидетельствованием, в связи с чем отказ от прохождения такого освидетельствования не влечет наступление административной ответственности по статье 12.26 КоАП РФ. По предусмотренным статьей 12.26 КоАП РФ составам подлежат квалификации также действия (бездействие) водителя, уклоняющегося от прохождения медицинского освидетельствования после доставления его в медицинское учреждение, а равно отказ от прохождения отдельных процедур освидетельствования. Совершение таких действий следует расценивать как отказ от выполнения требования сотрудника милиции о прохождении освидетельствования, так как врач является специалистом, проводящим исследование на основании решения, принятого сотрудником милиции, самостоятельных требований о прохождении медицинского освидетельствования к водителю транспортного средства не предъявляет.

Признание водителем факта употребления алкоголя, наркотических, психотропных средств и нахождения в состоянии опьянения не препятствует направлению его на медицинское освидетельствование, так как решение данного вопроса относится к исключительной компетенции должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении и сбор доказательств по делу.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении по существу мировыми судьями выносятся постановления, предусмотренные частью 1 статьи 29.9 КоАП РФ. Постановление по делу должно отвечать требованиям законности и обоснованности.

По делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, перечисленные в статье 26.1 КоАП РФ. Событие правонарушения и иные обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, должны быть подробно изложены в постановлении, приведены сведения об элементах состава правонарушения и иных обстоятельствах, имеющих значение для квалификации деяния. Недопустимо использовать неконкретные формулировки общего характера, ограничиваясь воспроизведением диспозиции правовой нормы, предусматривающей административную ответственность, констатацией факта установленного правонарушения. Выводы судьи должны быть мотивированы, подтверждены ссылками на исследованные доказательства, в постановлении должны быть приведены результаты анализа обстоятельств дела и оценки доказательств.

При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, в том числе с позиции соблюдения при их получении требований закона.

За первое полугодие 2018 года мировым судьей рассмотрено 6 дел по части 1 статьи 12.8 КоАП РФ.

При рассмотрении дел по части 1 статьи 12.8 КоАП РФ мировым судьей одно дело об административном правонарушении передано для рассмотрения по подведомственности, в связи с удовлетворением  ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу, о рассмотрении дела по месту жительства.

Мировым судьей судебного участка №10 Промышленного района за первое полугодие из 6 рассмотренных дел по части 1 статьи 12.8 КоАП РФ, по 5 делам об административных правонарушениях 5 лиц подвергнуты к административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей с с лишением права управления транспортными средствами сроком на  1 (один) год 6 (шесть) месяцев.

Производства по делам об административных правонарушениях по части 1 статьи 12.8 КоАП РФ мировым судьей в первом полугодии 2018 года не прекращались.

По всем делам об административных правонарушениях лица, в отношении которых велось производство по делу об административном правонарушении извещены надлежащим образом.

Анализ дел показал, что наиболее эффективным способом извещения о времени и месте судебного заседания лиц, привлекаемых к административной ответственности, является извещение при помощи сотрудников ГИБДД, посредством вручения судебных повесток сотрудниками ГИБДД при составлении протоколов об административном правонарушении. При этом факт вручения повестки удостоверяется подписью лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на корешке повестки, который возвращается в суд.

В результате обзора установлено, что случаи, когда лица были извещены надлежащим образом, однако мировой судья не рассматривал дела, откладывал их рассмотрение без ходатайств об этом, а в дальнейшем не сумев известить лицо, прекращал производство по делам за истечением срока давности привлечения к административной ответственности, отсутствуют.

В результате изучения делу установлено, что случаи необоснованного отложения  рассмотрения дел, случаи необоснованного удовлетворения ходатайств об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки лица на судебное разбирательство по причине посещения врача, выезда в санаторий, в отпуск, на учебу, нахождением защитника в отпуске, в связи с выездом в командировку лиц, в отношении которых велось производство по делу об административном правонарушении, отсутствуют.